«Подлинную красоту воспринимает только чистая, прекрасная душа. Душа ребенка. Прекрасное не терпит лжи. Если душа осквернена ложью, глаза не видят прекрасного. Ложь уничтожает красоту, а красота – ложь» (Э. Межелайтис).

          Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации. Устанавливается связь ребенка с миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.

          В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.

          Каждый год в детский сад приходят разные дети: сообразительные, смышленные и не очень, контактные и замкнутые… педагогов настораживает тот факт, что они удивляются и восхищаются все меньше и меньше, их интересы однообразны: куклы Барби, модели машинок, компьютеры… а ведь наше общество как никогда нуждается в активных и творческих людях. Как же разбудить в детях интерес и эмоциональную отзывчивость к прекрасному и к самим себе?

          Воспитание сегодня, а не завтра. Воспитание лучших качеств. Лучших чувств, лучших мыслей. Как это сделать? С помощью культуры и красоты, пропуская их через свою душу и сердце к душе и сердцу ребенка. Духовное и материальное благосостояние государства и общества зависит от тех основ. Которые мы заложим в сознание и сердце детей.

«Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается», - говорили древние греки. Поэтому мы должны окружать ребенка красотой, прекрасным! Природа, произведения искусства, литература – все это может дать нам все необходимое для воспитания детей.

 Сколько чудесных ощущений и впечатлений можно получить от общения с природой! Сколько красок, форм, звуков, превращений в ней можно увидеть и услышать! А сколько чудесных подвигов в легендах и былинах о народных героях!

           Очень важно понять, что не воспринятая красота не действует, она как бы не существует. Но она есть, ее гораздо больше, чем мы слышим, чем мы видим. Все дело в нашем умении замечать, чувствовать, понимать красоту. Можно сколько угодно стоять перед прекрасной картиной или находиться среди красот природы и при этом не чувствовать красоту, не восхититься ею. В таком случае красота не действует на нас, на делает нас лучше, не спасает. Необходимо научиться ее воспринимать. Осознавать, претворять в жизнь.

          В деле воспитания красотой на первом месте должно оказаться восприятие красоты. Для этого очень важно развивать внимание, наблюдательность. Внимание есть основа накопления восприятия, первый шаг к развитию восприятия. Направить взгляд ребенка, произнести призывное «Смотри!» - одна из важных задач воспитателя. Без внимания восприятие невозможно. Обратить на себя внимание ребенку помогает красочность, привлекательность, необычность того, что мы ему показываем.

          Развивать внимание можно на самых обычных предметах и самыми простыми способами:

  • Поставить знакомый предмет на новое место и посмотреть, заметил ли это ребенок;
  • Предложить ребенку, слушая музыкальное произведение, выбрать и проследить звучание одного какого-нибудь инструмента;
  • Каждый день наблюдать на прогулке, как меняется небо, как ведут себя животные и растения в разное время дня и т. д. 

           Планомерное развитие в детях внимания, наблюдательности приведет развитию чуткости восприятия, что само по себе очень важно как первый шаг к нравственности, отзывчивости, эстетической развитости.

          Восприятие красоты неразрывно связано с потребностью выразить свои впечатления в какой-либо форме. Это как вдох и выдох. Если восприятие можно назвать вдохом. То выражение воспринятых образов, красок, звуков в той или иной форме – выдохом. Мы помогаем ребенку выразиться (выдохнуть) в рисунке, в поделке, игре или слове, но при этом очень важно дать ему возможность сделать это непосредственно, свободно – выразить то, что он хочет и как он хочет.

          Говоря о воспитании красотой, нельзя не сказать о радости, которая всегда рядом, которая возникает и должна возникать в нас и в наших детях при встрече с красотой, в процессе свободного творческого самовыражения. Эмоциональный подъем, позитивные чувства, возникающие от увиденной или услышанной красоты, от творчества, наверняка благотворно влияют на здоровье.

          Задача взрослого – создавать условия для возникновения радости, эстетических переживаний, уверенности и других нравственных чувств и переживаний. Дети всегда будут любить и долго помнить те места, где они испытали эти прекрасные чувства. Туда их будет тянуть как магнитом – это проверено жизнью.

          Чем больше будет красивых уголков природы в нашей жизни, хороших доступных музеев, выставок, концертов, книг – всего, что несет в себе красоту, тем легче будет воспитывать детей, тем полноценнее будут их развитие и образование.

Яндекс.Метрика