Концепция системы
Концепция системы духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников МАДОУ №6.
Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка, когда формируются основные представления об окружающей действительности, представления о семейном укладе и родной земле.
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения рассматривается на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Концепция разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию РФ. Дошкольный возраст – важнейший период в духовно-нравственном становлении и развития личности ребенка. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа во всем многообразии его проявлений. В этот период у ребенка формируются основы отношения к себе и к окружающим, обществу в целом.
Одной из задач ФГОС ДО является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Цель: формирование нравственных качеств личности ребенка, накопление им духовного опыта, основанного на традициях православной культуры.
Основные задачи ДОУ духовно-нравственного воспитания детей:
- повышение педагогической компетенции в области духовно-нравственного развития дошкольников;
- формирование начал патриотизма и гражданственности;
- формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа; уважение к своей нации;
- формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа;
- уважение к представителям других национальностей;
- формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений;
- воспитание уважительного отношения к труду;
- создание одухотворенного игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребенка;
- активизация позитивных, гармоничных, иерархически выстроенных отношений ребенка к социальному миру взрослых и сверстников, к окружающей среде, опосредованных отношением к Творцу.
С целью воспитания патриотизма педагогический коллектив ДОУ решает задачи: воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, своей малой Родине, формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду, развитие интереса к народным традициям и промыслам, усвоение элементарных знаний о правах человека, расширение представлений о городах России, знакомство детей с символикой государства; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Особое место выделяется устному народному творчеству. Концентрированность, емкость образа в пословицах и поговорках активно воздействует на нравственно-эмоциональную сферу дошкольников. Они несут ярко выраженный нравственно-поучительный характер. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником духовного и нравственного развития детей.
Знакомство с трудом людей приобретает нравственное звучание, когда одновременно с сообщением о труде и различных профессиях формируется уважительное отношение к трудящимся, воспитывается бережное отношение к результатам труда, вызывается желание принимать посильное участие в труде взрослых. Дети подводятся к осознанию общественной значимости характера труда. Каждый труд почетен и необходим.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в воспитании не соблюдается историческая преемственность поколений. многие родители не знают, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Родителям необходимо помочь осознать, что семье, в первую очередь должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные дедами и прадедами, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Важной составляющей профессиональной компетентности педагогов является умение осуществлять взаимодействие с семьей и другими субъектами образовательного процесса в общем деле духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста: общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации.
Список литературы:
1. Федеральный закон «Об образовании»
2.ФГОС ДО
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков, Издательство «Просвещение», 2009г.
4. ООП МАДОУ №6
Мероприятия
Мастер-класс с педагогами МАДОУ №6
Видео