Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти, очень эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию не только мелкой моторики, но и речи, творчества, воображения. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.
Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок.
Также «пальчиковые игры» способствуют развитию слуховой памяти. Ребенок в непринужденной форме заучивает веселое стихотворение, тем самым, тренируя память.
В «пальчиковые игры» можно играть всей семьей, хором повторяя стишок. Ребенку будет интереснее, если он сам сможет научить играть в эту игру кого-нибудь из близких, например, бабушку или дедушку.
Вот примеры некоторых «пальчиковых игр», которые можно проводить с детьми дома:
МОЯ СЕМЬЯ
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья!
(Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого)
ЦВЕТКИ
Наши алые цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.
(Медленно разгибать пальцы из кулачков, покачивание кистями рук вправо - влево, медленное сжимание пальцев в кулаки, покачивание кулачков вперед - назад.)
ВЫШЛИ ПАЛЬЧИКИ ГУЛЯТЬ
Раз, два, три, четыре, пять -
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять -
В домик спрятались опять.
(На первые строчки - поочередное разгибание пальчиков из кулачков, начиная с большого пальца; на следующие строчки - поочередное сгибание пальчиков в кулачки, начиная с мизинца)
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать!
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
На другой руке опять:
Раз, два, три, четыре, пять!
Пальчики быстрые,
Хотя не очень... чистые.
(На первую строчку - по очереди загибаем пальчики на правой руке. На следующие четыре строчки - ритмично сжимать и разжимать кулачки. На шестую строчку - загибать поочередно пальцы на левой руке. На последние строчки - помахать пальчиками обеих рук)
РУКИ В СТОРОНЫ
Руки в стороны, в кулачок,
Разожми и на бочок.
Руки вверх, в кулачок,
Разожми и на бочок.
Руки вниз, в кулачок,
Разожми и на бочок.
(Выполнять движения согласно тексту стихотворения)
ЭТОТ ПАЛЬЧИК
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.
(Поочередное разгибание пальцев из кулачка, начиная с мизинца)
ПРЯТКИ
В прятки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так,
И головки убирали.
(Ритмично сгибать и разгибать пальцы.
Усложнение: поочередно сгибать каждый пальчик на обеих руках)
Родители сами могут подобрать небольшие стихи и придумать свои движения, которые будут интересны детям. Главное проявить личную заинтересованность и творчество, и такие игры могут стать любимыми играми вашего ребенка.