Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения определяется уровнем его речевого развития: именно при помощи речи ему предстоит усваивать всю систему знаний. Если устной речью ребенок овладел до школы, то письменной  - ему только предстоит овладеть. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему овладеть чтением и письмом.

У детей довольно часто встречается нерезко выраженное отставание в речевом развитии, что затрудняет овладение чтения и письма, и приводит к специфическим ошибкам. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения до начала овладения грамотой.

Звукопроизношение. К семи годам ребенок должен научиться правильно и четко произносить все звуки. Недопустимо наличие звуковых замен (С – Ш, З – Ж, С – Ц и т. д. Например солныско).Такого рода дефекты отражаются на письме.

Фонематический слух. Ребенок должен четко различать  на слух все звуки речи. Запись любого слова предполагает умение определить каждый звук входящий в состав слова. Если какие–то звуки кажутся ребенку одинаковыми, то на письме он будет затрудняться  при выборе соответствующих букв. (Чаще это звонкие и глухие согласные б-п, в-ф, к-г и другие).

Словарный запас. Должен составлять не менее 2000 слов. В нем должны быть представлены основные части речи: существительные, глаголы, прилагательные, местоимения, наречия, предлоги, союзы.

Задания для проверки словаря: нахождение обобщающих слов для групп однородных предметов (заяц, белка, волк, -кто это?, ручка, тетрадь, портфель – что это?). Подбор слов близких по значению (синонимов), подбор слов противоположных по значению (антонимов).

Сформированность грамматических систем. Овладел ли ребенок существующими в языке закономерностями словообразования и словоизменения. Грамматической системой словоизменения ребенок овладевает к четырем годам , а системой словообразования к семи (т.е. может изменять слово «назвать ласково», «один – много», посчитать количество предметов и др.). Важно чтобы ребенок умел пользоваться имеющими словами. При правильном построении предложений необходимо умение грамматически верно согласовывать слова в предложении.

Звуковой анализ слова. При произношении слов ребенок должен определять последовательность звуков в слове. Каждый звук имеет в слове свое место (например слово кошка- первый звук К, второй о и тд.).

Если у ребенка возникают затруднения в звуковом анализе слов, то написать правильно слова особенно под диктовку ему будет сложно.

Владение связной речью. Под связной речью принято понимать развернутые состоящие их нескольких предложений высказывания, которые позволяют последовательно и четко излагать свои мысли. Хорошо развитая связная речь необходима (например – ответы на уроках). Поэтому о ее развитии необходимо побеспокоиться еще в дошкольном возрасте.

Рассказы принято подразделять на фактические и творческие. Первые передают реальные события (факты), вторые строятся при участии воображения. По форме рассказы могут быть описательными и сюжетными.

Описательный рассказ – описание реальных растений, животных. Здесь нет действующих лиц, событий. Сюжетный рассказ состоит из завязки действий, его развития, доходящей до высшей точки (кульминации) и завершается происшествием или развязкой. События здесь строго последовательны.

Задания для проверки развития связной речи. Пусть ребенок перескажет прочитанную взрослым неизвестную историю, расскажет как прошел день, сочинит небольшую сказку или рассказ, опишет рисунок или картину.

Надеюсь, что эти советы пригодятся вам, а вашим детям помогут справиться с трудностями

 

Удачи вам!

Учитель-логопед МАДОУ №6: Кесслер Елена Стасио.

Яндекс.Метрика