Дошкольное воспитание играет значительную роль в жизни общества, создавая условия для дальнейшего развития человека, а гармоничное развитие невозможно без физического воспитания.
Являясь биологической потребностью человека, движения служат обязательным условием формирования всех систем и функций организма, обогащая новыми ощущениями, понятиями, представлениями.
Учить детей движениям не только нужно, но и необходимо. Физкультурные занятия - самая эффективная школа обучения движениям. С целью укрепления здоровья ребенка и совершенствования организма средствами физической культуры особое внимание следует уделить физкультурно-оздоровительной работе с детьми, что является одной из главных задач дошкольного образования. В детском саду используются различные формы физкультурно-оздоровительной работы: спортивные праздники и развлечения; физкультминутки; закаливание; физкультурные занятия; дыхательная гимнастика; утренняя гимнастика; ритмическая гимнастика и другие.
Предлагаю вашему вниманию одну из таких форм физкультурно-оздоровительной работы с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий – Мудры, Сянгун: индийских, китайских оздоровительных методик для детей, а также Восточную гимнастику.
Мудры
(упражнения для пальцев рук)
Такие упражнения делали йоги в Древней Индии.
Мудра «жизни» — полезна при утомляемости, придает бодрость и способствует выносливости.
Подушечки безымянного, мизинца и большого пальцев соединяем вместе, а оставшиеся свободно выпрямлены.
Мудра «черепаха» — сохраняет энергию, повышает тонус.
Пальцы правой руки переплетаем с пальцами левой. Большие пальцы обеих рук соединяем.
Мудра «поднимающая» — помогает избавиться от простудных заболеваний, болезней горла, кашля, насморка, повышает иммунитет.
Обе ладони соединяем вместе, пальцы скрещиваем между собой, большой палец отставлен и окружен указательным и большим пальцем другой руки.
Сянгун
Направление древнейшей китайской оздоровительной системы цигун. Способствует физической и психологической релаксации. Во время упражнения предложить детям вызывать в своем воображении картинки — мыслеобразы. Детям следует объяснить, что представляемые ими картинки должны быть яркими. Такая работа развивает фантазию и образное мышление.
«Пружинки» — стоя, руки согнуты в локтях перед собой, ладони направлены друг к другу, перпендикулярно к телу. Плавно развести кисти рук в стороны, а затем свести так, чтобы между ладонями оставалось около 5 см. Мыслеобраз — между ладонями находится светящаяся пружинка. Ощущения — тепло, покалывания в ладонях.
«Дракончик» — стоя, руки согнуты в локтях перед собой, ладони соединены, пальцы перпендикулярны к туловищу. Начать плавное, непрерывное движение рук вправо-влево. Туловище неподвижно. Мыслеобраз — представить, что на полянке сидит маленький дракончик, весело помахивает своим хвостиком.
«Горка» — стоя, руки, согнутые в локтях, перед собой, ладони направлены вниз, пальцы перпендикулярны к туловищу. Начать разводить в стороны и сводить вместе кисти рук. Мыслеобраз — представить разглаживание руками горки из теплого песка.
«Ветерок» — стоя, ладони перед собой и направлены друг к другу, пальцы перпендикулярны к туловищу. Площадь между ладонями равна примерно 10 см. Начать одновременное широкое плавное движение рук вправо и влево, не сближая ладоней, туловище неподвижно. Мыслеобраз — представить, как под дуновением теплого ветерка колышутся листья деревьев.
«Золотой шар» — стоя, руки согнуты в ладонях перед собой, ладони округлены и направлены друг к другу (держат шар). Начать движение рук слева направо, как бы рисуя круг. Мыслеобраз — представить, что в руках находится золотой шар, из которого исходит солнечная энергия.
Восточная гимнастика
Упражнения восточной гимнастики используются в общеразвивающей части физкультурных занятий или во время физкультурных пауз. Для гимнастики не требуется специально организованного места, её можно проводить в любом помещении, в любой лёгкой одежде, не нужно ни атрибутов, ни пособий. Все упражнения дети выполняют сидя на полу по-турецки или сидя на стуле, босиком или в лёгких носочках.
Комплекс гимнастики состоит из пятнадцати постепенно усложняющихся упражнений, в которых невысокая физическая нагрузка чередуется с расслаблением отдельных частей руки. Сложность состоит в координации и согласовании движений разных частей тела. Качество выполнения упражнений оценивается по соблюдению правильной осанки, широте амплитуды движений, по активности и точности выполнения упражнений в заданном темпе. Данный комплекс можно использовать в работе с детьми, начиная с трехлетнего возраста, но в укороченном варианте. Разучивают его поэтапно, без музыкального сопровождения, в медленном темпе, по 2-3 упражнения, прибавляя новые на следующем занятии. В освоенном виде упражнения хорошо проводить уже под фонограмму.
Возможный вариант «восточной гимнастики» для старших дошкольников.
Все упражнения выполняются сидя по-турецки, поэтому исходное положение (ИП) указываем исключительно для рук.
«Кувшинчик»
И.п.: ладони сложены вместе перед лицом пальцами вверх.
1 -2 - поочередно развести руки ладонями вверх, начиная с правой; 3-4 - и.п.
5-6 - повторить разведение рук, но ладонями вниз; 7-8 – и.п. (5-6 раз).
Методические указания: дети сидят на полу на расстоянии вытянутых рук. Размещение свободное.
«Листочки»
И.п.: руки вверху.
1-8 - одновременные круговые вращения двумя руками и кистями вправо (полный круг);
9-16 - повторить то же влево (3-4 раза).
Методические указания: мышцы рук напряжены, а кисти расслаблены, следить за правильной осанкой. Образ - ветерок колышет листочки (руки).
«Шарфик»
И.п.: руки вытянуты вперед.
1-4 - медленно поднимать (попеременно или одновременно) руки вверх с волнообразными движениями кистями; 5-8 - то же с перемещением рук вниз (30-40 сек).
Методические указания: кисти рук максимально расслаблены.
«Цветочки-лепесточки»
И.п.: руки согнуты в локтях перед лицом, правая ладонь открыта вперед, левая - сжата в кулак.
1 -2 - поочередно и медленно сжимать кисти в кулаки и разжимать,
1-2-3-4 - то же упражнение выполняется вдвое быстрее (30 сек).
Методические указания: четкая смена темпа в двух частях упражнения.
«Китайский веер»
И.п.: руки согнуты в локтях на уровне лица, ладони обращены вперед, пальцы сжаты в кулаки.
1-4 - поочередные круговые веерообразные движения пальцами, начиная от мизинца;
5-8 - повторить в обратном направлении (5-6 раз).
Методические указания: выполнять с полной амплитудой движений пальцами. Образно раскрываем китайский веер (пальцы), закрываем.
«Змея»
И.п.: ладони обеих рук сложены вместе пальцами вперед.
1 -4 - змеевидные движения двумя руками вперед; 5-8 - вверх; 9-12 - вправо; 13-16 - влево.
(2 цикла).
Методические указания: кисти не разъединять, держать симметрично.
«Птичка и птенчики»
И.п.: руки согнуты в локтях ладонями вперед, пальцы широко расставлены.
1 - 4 - пальцы от указательного до мизинца (птенчики) поочередно касаются большого (птички); 5-8 - повторить в обратном направлении (4 раза).
Методические указания: сначала в медленном темпе разучить упражнение без музыкального сопровождения. Образ птичка (большой палец) кормит птенчиков.
«Фонтанчик»
И.п.: руки с переплетенными пальцами находятся перед грудью ладонями вниз, локти вниз, слегка разведены.
1 -4 - руки постепенно поднимаются вверх с попеременными движениями кистями вправо-влево, пальцы не размыкать. 5-8 - руки опускаются вниз (2-3 раза).
Методические указания: ладони обращены все время вниз. Полностью выпрямлять руки в локтях в положении вверху и внизу.
«Волна»
И.п.: руки в положении упражнения «Фонтанчик».
1 - 4 - круговые волнообразные движения соединенными кистями вправо; 5-8 - влево.
(2 цикла).
Методические указания: выполнять с широкой амплитудой движений в плечевом поясе.
«Деревцо»
И.п.: руки в положении упражнения «Фонтанчик», но локти соединены.
1 - 4 - круговые вращения соединенными кистями вверх; 5-8 – вниз (30 сек).
Методические указания: локти не разъединять.
«Парус и лодочка»
И.п.: пальцы переплетены перед грудью, ладони внутрь (к себе), локти в стороны.
1 - легким поворотом туловища движение рук ладонями наружу вправо; 2 – и.п.
3 - то же влево; 4 – и.п.; 5 - руки ладонями вперед; 6 – и.п.; 7 - то же вверх; 8 – и.п.
(4 раза).
Методические указания:Действовать, плавно прогибая и сжимая пальцы. Образ - ветерок подул с левой стороны - парус надулся вправо.
«Натянутый лук»
И.п.: руки вверху ладонями наружу, пальцы переплетены.
1-8 – пружинящие движения руками назад (2 раза).
Методические указания: активно прогнуться в спине.
«Солнышко вращается»
И.п.: руки вверху ладонями наружу, пальцы переплетены.
1-4 - вращение руками и туловищем вправо; 5-8 – влево (2-3 раза).
Методические указания: выполнять с широкой амплитудой движения в пояснице.
«Стекло»
И.п.: руки согнуты в локтях перед лицом, ладони вперед.
1 -2 - попеременные движения ладонями вверх, прикасаясь к воображаемому стеклу;
3-4 - то же вниз; 5-6 - вправо-влево; 7-8 – и.п. (30-40 сек).
Методические указания: обратить внимание детей на положение кистей в одной плоскости. Спина прямая.
«Принцесса Востока»
И.п.: руки согнуты в локтях на уровне шеи ладонями вниз, пальцы переплетены.
1-2 - движения головой вперед-назад; 3-4 - вправо-влево; 5-8 - по кругу (30 сек).
Методические указания: плечи неподвижны, спина прямая, «работают»
только мышцы шеи и головы.